Фатима 2017

Покайтесь!

Фатима 1917 – Великий Пост 2017

Фатима сегодня

«Призыв Марии звучит не только в том времени, но также и сегодня, для новых поколений. Каждый раз появляются все новые знаки времени, и каждый раз стоит возвращаться к этому призыву. Каждый раз начинать заново», – говорил св. Иоанн Павел II в Фатиме в 1982 г. Поэтому, в сотую годовщину Фатимских явлений попробуем снова их прочитать.

Папа и богослов, Бенедикт XVI, в Фатиме 13 мая 2010 г., подобно своему предшественнику, сказал: «Тот, кто посчитал бы, что пророческая миссия Фатимы закончена, сильно бы заблуждался». Уже тогда Папа, который был автором богословского комментария к третьей фатимской тайне от 2000 г., говорил о приближающейся сотой годовщине явлений: «Пусть эти 7 лет, отделяющие нас от столетней годовщины явлений, приблизят возвещенный триумф Непорочного Сердца Марии во хвалу Пресвятой Троицы». 

И вот, сейчас наступает сотая годовщина явлений. Поэтому, во время Великого Поста мы предлагаем совершить духовное паломничество в Фатиму. Что же там произошло в 1917 году? Знаем ли мы, о чем тогда говорила Мария в посланиях? Какое это имеет значение для нас сегодня? Почему мы должны каяться в грехах, если Бог милосерден? Что означает мистическое видение ада, показанное пастушкам? Почему Мария призвала тогда молиться о России, и почему эта просьба актуальна по сей день? Вопросов очень много. Мы попробуем найти ответы. Не для того, чтобы сделать сенсацию, искать скрытые пророчества или удовлетворить нездоровый интерес, но для того, чтобы вслушаться и лучше понять пророческое послание Фатимы. От этой маленькой португальской деревушки все еще сияет свет. Свет, который способен рассеять нынешний мрак греха, неверия, безбожия в нас и вокруг нас. 

Пресвятая Дева Мария Фатимская, приведи нас к Богу. Будь нашей помощницей на пути великопостного покаяния. Пусть Твое Непорочное Сердце победит в нас всякое зло. 

Суть Фатимы: обращение и покаяние 

Наверное, нет лучшего проводника по Фатиме, чем Иоанн Павел II, на которого точно в годовщину первого явления Марии и в то же самое время на площади Св. Петра было совершено покушение. Одна из нескольких пуль, которыми Али Агджа стрелял в папу, едва не задела главную вену брюшной полости, попав несколькими миллиметрами дальше. Случись бы иначе — Святейший Отец мог бы скончаться в течении пяти минут. Спустя несколько лет, Папа сказал: «Кто-то так направил эту пулю»… 

Через год после покушения, Иоанн Павел II отправился в Фатиму, чтобы поблагодарить Бога и Марию за спасенную ему жизнь. Возле часовни он признался: «Во всем случившимся я увидел – что всегда буду повторять – особую материнскую опеку Божьей Матери». И добавил: «Простых стечений обстоятельств у Божьего Провидения не бывает «. Но святейший отец не только был благодарен за жизнь Фатимской Богоматери. Он чувствовал также, что после того, что произошло, он должен обращать особое внимание мира на фатимское послание и заново его открыть. В своей проповеди от 13 мая 1982 г. он объясняет смысл и показывает актуальность послания Девы Марии Фатимской. 

Папа напоминает, что мы имеем дело с т.н. частным откровением. С самого начала Церковь учит, что полнотой откровения Бога является Иисус Христос. Через Иисуса Бог сказал все, что мы должны были услышать и что не стоит ждать никакого публичного откровения перед концом света. Но никто не может запретить Богу напоминать об истинах, особенно о тех, про которые люди забыли. Тем более, когда речь идёт не только о каком-то нейтральном знании, а об истине, исцеляющей жизнь. Вечную жизнь! Каждое из частных откровений проверялось Церковью — сходится ли это с той истиной, которую принес Сам Христос. 

Фатимские явления официально были признаны Церковью в 1930 г. как полностью соответствующие истине и евангельскому призыву. 

«Покайтесь и веруйте в Евангелие» – это первые слова из учения Иоанна Крестителя, а также Иисуса Христа. Мы слышали их в Пепельную Среду, когда наши голову посыпали пеплом. Фатимское явление всей своей сущностью является обязательным призывом к обращению и покаянию. 

«Призыв к покаянию является деликатным, материнским и одновременно твердым и решительным», — говорит Иоанн Павел II, — «призыв к покаянию, как всегда, неразлучен с призывом к молитве. Согласно многовековой традиции, Госпожа фатимского послания указывает Розарий, который мы смело можем определить как «молитва Марии». Эта молитва может объять все заботы Церкви, престола св. Петра и заботы всего мира, также, прежде всего – грешников, чтобы они обратились и были спасены, а еще — душ в чистилище». 

Вера детей против большой войны 

А что же было в Фатиме? В мае 1917 г. трем детям – Лусии, Жасинте и Франсишку явилась Женщина, «пришедшая с неба». Потом было еще 5 таких встреч каждый месяц подряд до 13 октября. В подробностях встречи и связанные с ними события мы напомним в рамках нашего цикла. Но наиболее важно не только вспомнить эти события, но и связать их с нашей нынешней жизнью. 

Бенедикт XVI подчеркнул, что явления изменили сначала самих детей. Как он сказал, сделали их «влюбленными в Бога, в Иисуса». Бл. Жасинта признавалась: «Я так рада, что могу сказать Иисусу, что люблю Его! Когда я это часто говорю, чувствую словно огонь в груди, который горит, но не сжигает меня». А маленький бл. Франсишку говорил: «Больше всего мне понравилось видеть Господа в том свете, который Дева Мария поместила в нашей груди. Я так сильно люблю Бога». Есть что-то необычайно трогательное в свидетельствах фатимских детей. Они подкупают своей простотой веры. Их доверие, запал, желание лучшим образом ответить на милость, которую они получили. Они были готовы на любые жертвы, на понесение страданий, лишь бы помочь грешникам, которым грозил ад. А может, и нам, взрослым, не хватает такой простой, детской веры, чтобы понять фатимское послание, принять его и выполнить? Наши сердца иногда чересчур «старые», раненые, разочарованные, сомневающиеся, умные… и поэтому не принимают огонь с неба. 

Фатимское послание кажется суровым. «Как будто Иоанн Креститель над берегами Иордана. Призывает к покаянию. Предостерегает». – заметил Иоанн Павел II. Не надо забывать, что историческим контекстом Фатимы была война. Мария показала детям, что помимо фронтов Первой Мировой существует и другая война, которая происходит в сердце каждого человека. Бог борется за спасение человека с противником – диаволом – который хочет нас от Него отвратить. Иисус победил сатану, но злой дух, к сожалению, все еще может мешать как отдельным людям, так и всему обществу. Эта духовная война решающая для судьбы всего мира и всех людей. Злейший враг человека – это грех, смысл которого в том, что человек отдаляется от Бога. Грех – истинная причина войн, революций, террора, хаоса. Поэтому Мария напоминает, что условием мира между людьми, является мир человека с Богом. Папа Франциск повторил несколько раз, что сегодня война продолжается. Он прямо говорил о «третьей мировой войне», что «борьба происходит циклично, фрагментами». Что он имел в виду? Была ли это речь о нынешних конфликтах в разных частях света или о террористических актах, глобальных обстоятельствах, укладах, из-за которых страдают беднейшие из бедных? Точно одно – мир полон непониманий, конфликтов, дележки. В этом контексте послание из Фатимы вновь становится актуальным. Сначала в том смысле, что оно говорит об истинном источнике глобального непокоя, каким является увеличивающийся в мире грех, пребывание в состоянии греха, отрицание Бога, стирание Бога из мыслей людей, отлучение от Него всей земной человеческой деятельности, отвержение человеком Бога. 

Недавно меня поразил символический образ западного мира. Вооруженные до зубов солдаты, полицейские и все службы безопасности, охраняющие улицы городов, на которых разгар карнавала. А значит, пусть забава продолжается, до конца, как на Титанике. Фатима учит, что нам не помогут антиреррористические организации, службы безопасности или политики. Лекарство для мира только одно – возвращение к Богу, покаяние, обращение. Так, как сделали когда-то жители Нинивы на призыв Ионы. На колени и пепел на голову! 

Фатимское чудо говорит о необычной логике веры, непонятной миру, который часто ее высмеивает. Но вот, трое святых  беззащитных детей вдруг получают задание спасти мир, погрязший во зле. Спасение через покаяние, Розарий, умерщвление, жертвование страданий с интенцией об обращении грешников. Богу все еще нужны праведники, потому что они могут остановить волну зла. 

Найдется ли 10 праведных?

Иоанн Павел II задал риторический вопрос: «Может ли Матерь, желающая спасения каждого человека, молчать о том, что этому спасению мешает у самых оснований?». И ответил: «Нет, не может». В Фатиме услышали голос Матери, заботящейся о нас, о людях, о Церкви, о мире. Неужели мы можем этот голос игнорировать? 

Тогда что нам делать? Подытожим по пунктам. 

1. Мария призывает к личному покаянию и собственному обращению. 

2. Призывает включиться в апокалиптическую, духовную борьбу с драконом, который хочет пожрать Невесту (Церковь). 

3. Постоянно молиться — ежедневный розарий — о спасении грешников от вечной погибели. 

4. Жертвовать свои страдания в их интенции. 

5. Посвятить себя и весь мир Непорочному Сердцу Марии. 

Об этих пунктах мы поговорим в нашем великопостном цикле. Иоанн Павел II в Фатиме в 1982 г. говорил, что принимает Фатимское послание «с трепещущим сердцем, потому что видит как много людей, обществ, как много христиан движется в противоположном направлении, нежели то, что указала Фатимская Дева. Грех завоевал право на существование, а отрицание Бога распространилось в человеческом мировоззрении и программах. И именно поэтому евангельский призыв к обращению и покаянию, сказанный и Девой Марией, так актуален сейчас. И эта актуальность только возрастает. 

Трепещут ли сердца пастырей также, как некогда пастырское сердце Иоанна Павла II? Не должно ли им содрогаться еще сильнее? 

Кто-то скажет, что это преувеличение, что в мире, в Церкви не все так плохо? Речь здесь не о запугивании, а о реальности и о том, чтобы заново поверить в силу Бога. Иоанн Павел II говорил: «Преемник Петра стоит здесь, в Фатиме, как свидетель великих страданий человека, как свидетель угрозы для народов и человечности по апокалиптическим меркам. Во имя тех страданий – с осознанием зла, которое нарастает в мире и угрожает человеку – преемник Петра стоит здесь с великой верой о избавлении мира, с верой в великую любовь, сильнейшую, чем любое зло». 

Избавление Содома и Гоморры зависело от того, найдется ли там 10 праведников. А найдется ли сегодня достаточно праведных, чтобы остановить зло?

Встречи с Матерью

13 мая 1917

Прежде чем Лусия, Жасинта и Франсишку увидели Марию, им было видение ангела, который подготовил их сердца на дальнейшие необычайные события. В воскресенье 13 мая 1917 г. Мария первый раз явилась детям. 

Сначала одна Лусия увидела эту таинственную личность в 1915 г. Весной 1916 г. всем трем пастушкам был явлен лучистый младенец, который представился Ангелом Покоя. Дети стали с ним молиться: «О мой Боже, верю в Тебя, восхваляю Тебя, доверяю Тебе, люблю Тебя. Прошу, прости тех, кто в Тебя не верит, не восхваляет Тебя, не любит Тебя, не доверяет Тебе». В следующий раз встреча с ангелом была в конце июля. Теперь дети услышали слова: «Много молитесь! Сердца Иисуса и Марии хотят через вас явить миру милосердие. Всегда жертвуйте Пресвятому Богу ваши молитвы и умерщвления». Лусия спросила, о каких жертвах речь, а ангел сказал: «Все, что можете, жертвуйте Богу как жертву за грехи, которыми мы обижаем Бога, а также за обращение грешников. Так вы вымолите мир для вашей Родины. Я ее Ангел-Хранитель. Я Ангел Португалии. Прежде всего, принимайте и переносите с терпением все, что вам ниспошлет Бог. 

Лусия вспоминает: «С того времени мы начали жертвовать Богу все, что у нас болело, но не искали других умерщвлений и других форм покаяния, за исключением часов, проведенных на коленях, когда мы повторяли молитву, которой нас научил ангел». 

Третье явление ангела было под конец сентября. У него в руках была чаша, над которой он держал Хостию, с которой стекали капли крови в чашу. Когда чаша с Хостией застыли в воздухе, ангел встал на колени около детей и просил три раза сказать: «О, Пресвятая Троица, Отец, Сын и Святой Дух, жертвую вам наидрагоценнейшие Тело и Кровь, Душу и Божество Господа нашего Иисуса Христа, присутствующего на всех алтарях мира во искупление оскорблений, святотатства и равнодушия, которыми оскорбляют Бога. Заслугами Его Пресвятого Сердца и по ходатайству Непорочного Сердца Марии прошу Тебя об обращении грешников». Ангел дал детям Святое Причастие, говоря: «Примите Тело и пейте Кровь Иисуса Христа, которого так оскорбляет неблагодарность многих людей, просите прощения за их грехи и так утешайте вашего Бога!». Дети были под огромным впечатлением от этих событий, хотя и жизнь протекала в обычном ежедневном ритме, их семьи ничего не подозревали. Благодать начала действовать внутри них, готовя детей ко встрече с Марией.

Первое явление Марии было в воскресенье 13 мая 1917 г. Лусия вспоминает: «Мы были с Жасинтой и Франсишку на верху холма Кова да Ирия. Мы строили стенку вокруг густых кустов, как вдруг увидели словно бы молнию. Мы поспешили сойти с холма, гоня стадо овец в сторону дороги. Когда мы дошли уже примерно до середины холма, около большого дуба мы снова увидели молнию, а сделав еще несколько шагов, увидели на скалистом дубе Девушку в белом платье, сияющую словно солнце. Но она сияла даже ярче солнца, блики которого отражаются на воде. Мы были очень удивлены и остановились.

Мы были так близко, что находились прямо во свете, который освещал Ее, или которым Она сама сияла. Расстояние было где-то полметра. Потом наша Дорогая Госпожа сказала: «Не бойтесь! Я не сделаю вам ничего плохого!». Я спросила: «Откуда Вы?». «Я с неба». «А чем я могу Вам помочь?».
«Я пришла попросить вас, чтобы вы приходили сюда 6 следующих месяцев 13 числа в то же самое время. Потом я скажу вам, кто Я и чего хочу. А потом Я приду в седьмой раз». «А я тоже пойду на небо?». «Да». «А Жасинта?». «И Жасинта». «А Франсишку?». «Он тоже, но перед этим ему предстоит много помолиться Розарием». Я вспомнила о двух девочках, которые недавно умерли. Они были моими подружками и учились ткачеству у моей старшей сестры. «А Мария дас Невес уже на небе?». «Да». «А Амелия?». «А Амелия пробудет в чистилище до самого конца света. Вы хотите жертвовать себя Богу, чтобы переносить все страдания, которые Он вам ниспошлет во искупление грехов, которыми Его оскорбляют и как просьба об обращении грешников?». «Да, хотим», — ответили мы. «Тогда вам предстоит много пострадать, но ваша сила в Божьей благодати». «Говоря последние слова (о Божьей благодати), Она первый раз простерла руки, передавая нам свет, и он был такой ослепительный, словно он исходил прямо из Ее рук. Этот свет проник в нас в самые далекие уголки наших душ так, что мы видели друг друга куда более четко, нежели в зеркале в Боге, который Сам есть этим светом. Немного погодя, наша дорогая Госпожа сказала: «Каждый день молитесь Розарий, чтобы в мире воцарился покой и закончилась война!». Потом Она начала удаляться в сторону востока, а потом и вовсе исчезла где-то вдали»

о. Томаш Яклевич 

Статья взята из еженедельника «Gość Niedzielny» 9/2017

Перевод: Алла Михайлова