Огненное море
Лусия вспоминает, что увидели дети 13 июля 1917 г.: «Наша Госпожа показала нам огромное море огня, которое будто бы находится под землёй. В этот огонь были погружены демоны и души в человеческой форме, как прозрачные горящие угли, все почерневшие или как тёмная бронза. Плавая в пожаре, они то поднимались в воздух языками пламени, исторгающимися изнутри их самих вместе с большими облаками дыма, то падали обратно во все стороны, как искры в огромном пожаре, без веса или равновесия, на фоне визгов и стонов боли и отчаяния, которые потрясли нас и заставили дрожать от страха. Демонов можно было различить по их ужасному и отвратительному подобию со страшными и неизвестными животными, полностью чёрных и прозрачных. Это видение длилось лишь мгновение. Как мы когда-либо можем достаточно возблагодарить нашу добрую Небесную Мать, которая заранее подготовила нас, обещая, в первом своём явлении, принять нас на небо. Иначе, я думаю, мы бы умерли от страха и ужаса. Потом мы обратили взор на Марию, которая с добротой и печалью сказала: «Вы видели ад, куда отправляются души бедных грешников. Чтобы спасти их, Бог хочет установить в мире почитание Моего Непорочного Сердца».
Да, это приводит в шок и словно не имеет ничего общего с нашим временем. Папа Бенедикт XVI комментирует: «Коротко детям были показаны страшные видения ада, в который отправляются «души бедных грешников». После Мария говорит им, почему им было дано это испытание: «Чтобы их спасти» – указать им путь спасения. Здесь приходят в голову слова из Первого Послания Св. Апостола Петра: «Достигаете цели своей веры – своего спасения» (1 Петр 1, 9). А путь спасения – культ Непорочного Сердца Марии».
«Чтобы спасти их», чтобы бороться за их спасение – вот решающий мотив. Мария показала окончательные последствия того, что будет, если человек отвернётся от Бога. Если это видение кажется чересчур шокирующее, слишком «приземленное» то стоит вспомнить, что это происходит в разгар I Мировой Войны, или как тогда говорили – Великой Войны – погибло 14 млн человек. Достаточно прочесть описания кровавых сражений в болотистых окопах, неописуемых страданий раненых, которые в большинстве своем умирали от заражения (тогда еще не было антибиотиков), отравлений газами и т.д., чтобы понять, что это был ад на земле. И это было действительно больно. Добавим, что эта война была лишь разогревом перед очередной, еще более страшной войной. Она кончилась в 1918, но именно она проложила дорогу к созданию фашизма и коммунизма. Оба этих по-настоящему дьявольских режима сделали так, что все было залито человеческой кровью.
Бог не запугивает нас адом. Он – Сама любовь и истина. Он просто остерегает человека перед дорогой, ведущей к пропасти. «Не ешьте плодов с этого древа». Это ведь человек, забывая о Боге, падает сам, а за собой волочет и весь мир, делая землю полем битвы. «Вот жизнь и смерть, благословение и проклятие Я кладу перед вами». (Исх 30, 20) – говорит Бог. А поэтому, дает нам свободу, прося нас в том же стихе: «Выберите жизнь, чтобы жили вы и ваше потомство». Значит, Ему не все равно, что мы выберем.
Мы не раз говорим, не мог бы Бог что-то сделать, чтобы остановить зло. В общем-то, Он и делает. Фатимская Богоматерь – знак милости Бога, посланница надежды. Фатима показывает последствия греха, но одновременно и протянутую руку Божью, чтобы помочь нам. Покаяние – это ничто иное как обращение человека к Богу, просьба о спасении себя и ближних.
Грусть Бога из-за грехов
Покаяние бывает за свои грехи (каюсь из заботы о моем спасении), а также за общие грехи (покаяние за других в надежде на их спасение). В этом деле никто не одинок. Мы одна человеческая семья. Каждый личный грех также отражается на всех. Св. Иоанн Павел II говорил о т.н. общественном грехе и пояснял, что так, как существует солидарность и общение святых, точно также есть и община греха и отображение греха на других. «Душа во грехе, тянет за собой и Церковь, и в каком-то смысле весь мир». А с другой стороны, «каждая душа, которая очищается от греха, также имеет влияние на мир».
Первое – это всегда личное обращение. Я не могу помочь другим спастись, если сам отвернулся от Бога. Но если я сам встаю на путь покаяния и обращения, то участвую в спасении мира. Даже сам об этом не зная.
Наверно, Мария потому избрала именно детей и попросила их молиться за грешников, что их сердца чисты, свободны от привязанности ко греху, доверчивые, открытые на то, чтобы принять Божий план. Они хотели каяться за других, не были обязаны каяться за себя лично. Мы, взрослые, погрязшие в своих грехах, должны начать работать над собой, чтобы быть способными помочь другим. Мы должны научиться заново доверять как дети. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф 18, 3-4).
Что же такое покаяние? Прежде всего, это внутреннее постановление, в сердце. Человек совершает грех и осознает, что сделал плохо. Кому? Сначала Богу, потом ближним, и себе самому. Его сердце сокрушается, его грызет совесть, моральные устои, он размышляет, спорит с истиной. Жалеет, что совершил грех.
Маленький Франсишку признался: «Я думаю о Боге, который такой грустный из-за грехов! Если бы я только мог Его утешить». Сожаление о грехе означает понимание что ты нарушил заповедь и что за этим следует наказание – так будет справедливо. Сожаление о грехах носит больше персональный характер – понимание того, что Богу от этого грустно и желание исправиться – обратиться, а также удовлетворить за грехи. Франсишку выражает это интуитивно, когда говорит, что хочет утешить Бога.
Внутреннее покаяние выражается в делах, принятии решении о том, чтобы совершить какое-то дело в качестве покаяния. Самое важное из них – это Исповедь. В первые века Церковь сначала назначала епитимию (бывало, что и длящуюся по нескольку лет), а уже потом отпускала грехи. Позже грехи стали отпускать сразу после того, как человек исповедался, а епитимию исполнял после самой исповеди. Дела покаяния – это различные формы умерщвления внешнего или внутреннего, или добровольно принятый отказ от чего-либо, пост, аскетизм, жертвование чем-либо. Т.е. мы как бы в сердце делаем все, чтобы утешить Бога, который грустный из-за грехов. Мы чувствуем, что наше покаяние должно соответствовать размеру совершенного нами зла. Когда-то давно даже пытались сформулировать какие-то рамки. В Средневековье были так называемые покаянные книги, где на каждый грех приводилось определенное покаяние, которые исповедники давали кающимся в качестве епитимии. Это конечно, довольно большой перегиб, но это свидетельствует о том, насколько серьезным был подход ко греху и покаянию.
Покаяние как пережиток прошлого?
Сегодня наблюдается обратная тенденция. Чувство греха отвергается. А там, где нет речи о грехе, нет и сожаления и покаяния. Человек находит сам оправдание греху, трактует его только как слабость. Кроме того, мы виним других, не замечая своей вины.
Св. Иоанн Павел II заметил, что «в наше время доминирует в психологии и поведении общества такие взгляды, которые противоречат покаянию». Он также добавил, что «современному человеку труднее, чем когда-либо увидеть свои грехи и принять решение уйти с этой дороги, чтобы вступить на новую, покаявшись в своих грехах. Современный человек с неохотой говорит «сожалею» или «мне очень жаль». Кажется, что это интуитивно, и часто очень уверенно человек отрицает все то, что является покаянием в смысле принятой жертвы и практикуемой для искупления греха».
Поэтому Папа также подчеркивал, что «практика покаяния в Церкви от момента ее установления не может быть просто отвергнута, и чтобы при этом обошлось без последствий как для внутренней жизни христиан и церковной общины, так и для их миссионерской деятельности. Христианское покаяние тогда станет настоящей, когда будет проистекать из любви, а не только со страха, когда будет основываться на серьезном намерении распятия «старого человека», чтобы родился «новый» через Иисуса Христа, когда будет дорогой подражания Христу, который будучи невинным, избрал путь бедности, терпения, суровой жизни и, можно даже сказать, покаянный путь.
Тот, кто живет по-настоящему христианской жизнью, понимает, что покаяние – это не что-то одноразовое. Поскольку мы слабы, снова и снова грешим, а потому нуждаемся в том, чтобы очиститься от греха, начинать сначала, ударять себя в грудь и просить Бога, чтобы Он нас помиловал. Целая жизнь становится процессом обращения, а потом постоянным стремлением стать лучше.
Сердце фатимских детей горело желанием покаяния не столько за себя, сколько за ближних, за грешников, которым грозят вечные муки. Они постились, отдавали свою еду бедным, и даже днем и ночью носили власяницы. Мария даже просила, чтобы они смягчили свои умерщвления. Такие решительные поступки Жасинты, Франсишка и Лусии могут нас пристыдить.
Полные храмы на Пепельную Среду, толпы людей на Ясной Гуре накауне 15 октября прошлого года во время Великого Покаяния, конфессионалы, около которых всегда бывает очередь. Все это знаки, указывающие на то, что люди жаждут покаяния. Но во многих местах в мире покаянные практики, посты, умерщвления почти позабыты. Там считают это пережитком Средневековья, что Богу такое не нужно. Но Фатима как раз показывает, что дело обстоит иначе. В видении которое называем третьей тайной фатимской, появляется ангел с огненным мечом в руках. Указывая правой рукой на землю, он сказал громким голосом: покаяние, покаяние, покаяние! Звучит ли этот призыв еще в Церкви? Беспокоит ли это еще кого-нибудь?
Встреча с Матерью
13 июня 1917
Всюду разнеслась новость о явлении 13 мая. Спустя месяц около дуба в Кова да Ирия вместе с детьми пришло еще 50 человек. «Мы поняли, что Непорочное Сердце Марии, раненое равнодушием людей и желает вознаграждения» – вспоминает Лусия.
Родители Лусии после первого явления сохраняли к ней недоверие. Да и сама она боролась с мыслями, не дьявольское ли это искушение. Родители Жасинты и Франсишка тоже держали дистанцию. В конце концов, никто из их близких не пошел на место явлений 13 июня. В тот день, 13 июня, в Церкви отмечается праздник Св. Антония, так почитаемого в Португалии, потому что он был из Лиссабона. В храме в Фатиме был престольный праздник. Празднично одетые дети пошли под дуб в Кова да Ирия. Вокруг них собралось около 50 человек. Помолившись Розарий, дети дети снова увидели яркий свет, который приближался к ним (они называли это молнией). Трое пастушков встали на колени у дуба. Матерь Божья явилась им над деревом, также как в мае. Лусия начала разговор с Марией.
— Что Ты хочешь, чтобы я сделала?
— Я хочу, чтобы ты вернулась сюда в следующем месяце. А теперь произнеси молитву и после каждого десятка добавляй: «О Иисус, прости нам наши прегрешения, избавь нас от огня адского, приведи все души на небо, особенно те, которые наиболее нуждаются в Твоем милосердии. Позже Я скажу вам, чего хочу.
Я просила Деву Марию исцелить одного болящего.
— Если он обратится – выздоровеет в течении года.
— Я хотела бы попросить, чтобы Ты взяла нас на небо.
— Конечно. Жасинту и Франсишка я заберу совсем скоро. Но ты должна будешь остаться здесь еще надолго. Господь хочет, чтобы с твоей помощью Меня знали и любили, и чтобы ты установила по всему миру поклонение Моему Непорочному Сердцу. Всем тем, кто примет его, Я обещаю спасение, и их души будут угодны Господу как цветы перед Его престолом.
— А я останусь здесь одна?
— Нет, дитя Мое. Я никогда тебя не покину. Если эта мысль опечалила тебя, помни, что Мое Непорочное Сердце всегда будет тебе пристанищем и путем, который приведет тебя к Господу.
Говоря последние слова, Мария снова распростерла ладони и словно бы передала нам свет. Мы чувствовали себя погруженными в Боге. Жасинта и Франсишку были в той стороне, где свет уносился в небо, а я там, где он простирался по земле. А пред правою рукою Пречистой мы узрели Сердце, со всех сторон исколотое шипами, и поняли, что это Сердце Пресвятой Богородицы, уязвленное человеческими грехами. Оно желало, чтобы люди покаялись и исправили свои неправды. Двоим из пастушков – Жасинту и Франсишку – была предсказана смерть в юном возрасте, а третьей свидетельнице явления – Лусии – Дева Мария завещала нелегкую миссию. Позже у детей появилось много проблем. Им задавали много вопросов, им не доверяли. Местный настоятель долго расспрашивал их обо всем происходившем, но все равно не доверял. Лусия вспоминала позже, что во время второго явления она поняла, что ее миссия будет заключаться в распространении культа Непорочного Сердца. Мария поручила ей эту миссию как волю самого Иисуса («Иисус хочет…»). С того момента Лусию всегда сопровождало ощущение опеки и близости Марии, как и обещала Богородица.
«Я чувствовала поддержку от этого обещания, была полна доверия, уверена, что Госпожа никогда бы не оставила меня одну, что это Она меня ведет, подсказывает мне шаги на дороге жизни, куда бы Бог не захотел меня привести». И в другом месте: «Непорочное Сердце Марии всегда было моим убежищем, особенно в трудные минуты. Там я чувствую себя в безопасности. Эта уверенность так утешает и радует меня. В нем (Сердце Марии) я нахожу утешение и силу».