Послание Папы на Всемирные Дни Молодёжи 2021

«Встань! Утверждаю тебя свидетелем того, что ты видел» (Деян. 26, 16).

               Послание Папы на Всемирные Дни Молодёжи 2021


Дорогая молодёжь!
Я бы хотел снова взять вас за руку, чтобы вместе отправиться в духовное паломничество, которое приведёт нас ко Всемирному Дню Молодёжи в Лиссабоне в 2023 году.
В прошлом году, ещё до вспышки пандемии, я написал послание на тему «Юноша, говорю тебе, встань». В Своём проведении, Господь уже тогда хотел нас подготовить к более трудным испытаниям, с которыми мы столкнулись.
Во всём мире переживают страдания из-за потери близких и социальной изоляции. Угроза здоровью показала, что и вы, молодые люди — по своей природе сосредоточены на внешнем — были лишены возможности ходить в школу, университет, работать, встречаться… Вы оказались в трудных ситуациях, к преодолению которых вы не были готовы. Те из вас, которые были менее подготовлены и лишены поддержки, чувствовали себя сбитыми с толку. Во многих случаях возникли семейные проблемы, а также проблемы, связанные с безработицей, депрессией, одиночеством и зависимостями. Не говоря уже об увеличивающемся стрессе, напряжении и вспышках гнева, а также росте насилия.
Однако, слава Богу, это не единственная сторона медали. Хотя это испытание показало наши слабые стороны, оно также показало наши способности, в том числе нашу предрасположенность к солидарности. Мы видели многих людей во всех частях мира, в том числе многих молодых людей, которые борются за свою жизнь, распространяют надежду, защищают свободу и справедливость, заключают мир и наводят мосты.
Когда падает молодой человек, в некоторой мере падает всё человечество. Но также, когда молодой человек встаёт, это как если бы восстал весь мир. Дорогая молодежь, какой огромный потенциал находится в ваших руках! Какую силу вы несёте в своих сердцах!
И поэтому сегодня Бог снова говорит каждому из вас: «Вставай!» Я всем сердцем надеюсь, что это послание поможет нам подготовиться к новым временам, к новой странице в истории человечества. Однако, дорогие молодые люди, без вас невозможно начать заново. Чтобы возродиться, миру нужны ваша сила, ваш энтузиазм, ваш запал. И в этом контексте я хотел бы поразмышлять с вами над отрывком из Деяний Апостолов, в котором Иисус говорит Павлу: «Встань! Утверждаю тебя свидетелем того, что ты видел» (Деян. 26, 16)

                                              Павел – свидетель господина
Стих, вдохновивший на тему Всемирного Дня Молодежи 2021 года, взят из свидетельства Павла царю Агриппе, когда он находился в тюрьме. Он, когда-то враг и гонитель христиан, теперь был осуждён именно за свою веру во Христа. Оглядываясь на двадцать пять лет своей жизни, Апостол рассказывает свою историю и основное событие в ней — свою встречу со Христом.
Павел признаётся, что в прошлом он преследовал христиан, пока однажды, когда он собирался в Дамаск, чтобы арестовать некоторых из них, свет «ярче солнца» окутал его и его спутников (ср. Деяния 26:13), но только он услышал «голос»: Иисус обращается к нему и зовёт его по имени.

                                                           «Савл, Савл!»
Давайте вместе посмотрим на это событие подробнее. Называя его по имени, Господь позволяет Савлу понять, что Он знает его лично. Это как сказать ему: «Я знаю, кто ты, я знаю, что ты задумал, но я всё равно говорю с тобой». Он дважды зовёт его в знак исключительного и очень важного призвания, как Он это сделал с Моисеем (ср. Исх 3:10) и с Самуилом (ср. 1 Царств 3:10). Падая на землю, Савл признаёт, что является свидетелем божественного проявления, мощного откровения, которое потрясает его, но не уничтожает, напротив: Он называет его по имени.
В результате только личная, а не анонимная встреча со Христом меняет жизнь. Иисус показывает, что Он хорошо знает Савла, что Он «знает его изнутри». Даже если Савл является гонителем, даже если его сердце ненавидит христиан, Иисус знает, что это происходит из-за неведения, и хочет проявить в нём Свою милость. Это и есть та благодать, та незаслуженная и безусловная любовь, свет, который радикально изменит жизнь Савла.

«Кто Ты, Господи?»

Столкнувшись с этим таинственным присутствием, которое зовёт его по имени, Савл спрашивает: «Кто Ты, Господи?» (Деяния 26:15). Этот вопрос чрезвычайно важен, и все мы рано или поздно должны задать его в своей жизни. Мало слышать о Христе от других, нужно поговорить с Ним лично. По сути, это молитва. Это прямой разговор с Иисусом, даже если у нас всё ещё может быть расстройство сердца, разум, полный сомнений или даже презрения ко Христу и христианам. Я бы хотел, чтобы каждый молодой человек в глубине своего сердца задал такой вопрос: «Кто Ты, Господи?»

Мы не можем утверждать, что все знают Иисуса, даже в эпоху Интернета. Вопрос, который многие люди задают Иисусу и Церкви, сводится к следующему: «Кто Ты?» На протяжении всей истории о призвании св. Павла это единственный момент, когда он говорит. И на его вопрос Господь сразу же отвечает: «Я Иисус, которого ты гонишь» (там же).

«Я Иисус, которого ты гонишь»

Этим ответом Господь Иисус открывает Савлу великую тайну: Он отождествляет себя с Церковью и христианами. Ибо до сих пор Савл ничего не видел в Иисусе, кроме как через верных, которых он заключил в тюрьму (Деян. 26:10), за приговор к смерти которых он сам голосовал (там же). И он видел, как христиане отвечали добром на зло, на ненависть — любовью, принимая несправедливость, насилие, оскорбления и преследования во имя Христа. Короче говоря, Савл, сам того не зная, уже встретил Христа: он встретил Его в христианах!

Сколько раз мы слышали, как он говорил: «Иисус – да, Церковь – нет», как будто одно могло быть альтернативой другому. Невозможно узнать Иисуса, не зная Церкви. Невозможно узнать Иисуса иначе, как через братьев и сестёр его общины. Вы не можете сказать, что вы полностью христиане, если не живёте церковным измерением своей веры.

«Трудно тебе идти против рожна»

Это слова, которыми Господь обращается к Савлу, когда тот падает на землю. Как будто Он уже какое-то время загадочным образом разговаривал с ним, пытаясь привлечь его, а Савл сопротивлялся. Такой же сладкий «упрёк» наш Господь обращает к каждому заблудившемуся юноше: «Как долго ты будешь бежать от Меня? Почему ты не слышишь, как Я вызваю к тебе? Я жду твоего обращения». Подобно пророку Иеремии, мы иногда говорим: «Не буду я напоминать Его более» (Иер. 20: 9). Но в сердце каждого Он подобен горящему огню: даже, если мы попытаемся Его ограничить, мы не добьёмся успеха, потому что Он больше нас.

Господь выбирает того, кто преследует Его, полностью враждебного Ему и Его ученикам. Но для Бога нет ни одного потерянного. Встретившись с Ним лично, всегда можно начать всё сначала. Ни один молодой человек не есть недосягаемым для Божьей благодати и милости. Ни о чём из этого нельзя сказать: это слишком далеко… слишком поздно… Сколько молодых людей нетерпеливо протестуют и делают неправильные поступки, но в их сердцах есть скрытая потребность брать на себя обязательства, любить изо всех сил, отождествлять себя с определенной миссией! Иисус в юном Савле видит именно это.

Признайте свою слепоту

Мы можем представить, что до встречи с Христом Савл был в некотором смысле «наполнен самим собой», считая себя «великим» из-за своей моральной целостности, рвения, происхождения и культуры. Конечно, он был уверен, что поступает справедливо. Но когда ему является Господь, он становится «приземлённым» и слепым. Неожиданно он обнаруживает, что не может видеть не только физически, но и духовно. То, в чём он был уверен, шаталось. В глубине души он чувствует, что то, что двигало им с таким энтузиазмом – энтузиазмом, направленным на ликвидацию христиан — было совершенно неправильным. Он понимает, что не является абсолютным обладателем истины, а, наоборот, очень далёк от неё. И вместе с его убеждениями рушится и его «величие». Он неожиданно обнаруживает, что он заблудший, хрупкий, «маленький».

Это смирение — осознание своих ограничений – является фундаментальным! Тому, кто думает, что он знает всё о себе, о других и даже о религиозной истине, будет трудно встретить Христа. Ослепнув, Савл потерял ориентиры. Он остался один в темноте, и единственное, что оставалось для него ясным — это свет, который он увидел, и голос, который он услышал. Какой парадокс: когда человек обнаруживает, что он слеп, он начинает видеть!

Ослеплённый по дороге в Дамаск, Савл предпочтёт называться Павлом, что означает «маленький». Речь идёт не о прозвище или «художественном псевдониме» — часто используемом и обычными людьми: встреча с Христом заставила его действительно почувствовать это, разрушив стену, которая мешала ему отстаивать правду о себе. В отношении к себе он признаёт: «Я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» (1 Кор. 15: 9).

Св. Тереза из ​​Лизьё, как и другие святые, любила повторять, что смирение — это правда. Ежедневно наши дни наполняют множество «историй», особенно в социальных сетях, часто тщательно подготовленных, со множеством настроек, камер и разных фонов. Часто люди грамотно подбирают угол света так, чтобы показать «друзьям» и последователям своё собственное изображение, которое иногда не отражает правду. Христос, полуденный Свет, приходит, чтобы просветить нас и восстановить нашу подлинность, освободив нас от всех наших масок. Он ясно показывает нам, кто мы есть, потому что любит нас такими, какими мы есть.

Измени свою точку зрения

Обращение Павла — это не движение назад, а открытие совершенно новой перспективы. Действительно, он продолжает своё путешествие в Дамаск, но он уже не тот, кем был раньше, он другой человек (ср. Деяния 22:10). В повседневной жизни можно преобразовываться и обновляться, делая то, что мы обычно делаем, но с изменённым сердцем и новыми мотивами. В этом случае Иисус прямо просит Павла пройти весь путь до Дамаска, куда он шёл раньше. Павел подчиняется, но теперь цель и перспективы его путешествия радикально изменились. Отныне он будет видеть реальность новыми глазами. Раньше они были глазами гонителя-мстителя, отныне они будут глазами ученика-свидетеля. В Дамаске Анания крестил его и познакомил с христианской общиной. В тишине и молитве Павел углубит свой личный опыт и новую личность, данную ему Господом Иисусом.

Не тушите энтузиазм 

Образ жизни Павла до того, как он встретил воскресшего Иисуса не является нам чуждым. Сколько сил и энтузиазма живёт и в ваших сердцах, дорогая молодёжь! Но если тьма вокруг вас и внутри вас мешает вам видеть должным образом, вы рискуете потерять себя в бессмысленных битвах и даже стать агрессивными. И, к сожалению, первыми жертвами будут вы и ваши близкие. Существует также риск бороться за дело, которое вначале защищает истинные ценности, но будучи доведённым до крайностей превращается в деструктивную идеологию. Сколько молодых людей сегодня, возможно, движимых собственными политическими или религиозными убеждениями, в конечном итоге становятся инструментами насилия и разрушения в жизни многих! Некоторые из тех, кто чувствует себя в цифровом мире как дома, находят новые поля битвы в виртуальном пространстве и в социальных сетях, бессовестно используя фальшивые новости, чтобы распространять яд и уничтожать своих противников.

Когда Господь входит в жизнь Павла, Он не разрушает его личность, не уничтожает его рвения и страсти, но делает его способности плодотворными, делая его великим проповедником до края земли.

Апостол народов

Отныне Павел будет известен как «апостол народов»: тот, кто был фарисеем, неуклонно соблюдающим Закон! Вот ещё один парадокс: Господь полагается на тех, кто преследовал Его. Подобно Павлу, каждый из нас может услышать в глубине своего сердца голос, говорящий: «Я верю в тебя. Я знаю твою историю и беру её с тобой в свои руки. Даже, если ты часто был против меня, я выбираю тебя и делаю тебя своим свидетелем». Логика Бога может превратить худшего гонителя в великого свидетеля.

Ученик Христа призван быть «светом миру» (Мф 5:14). Павел должен засвидетельствовать то, что он видел, но теперь он остаётся слепым. Мы снова имеем дело с парадоксом! Но именно через этот личный опыт Павел сможет идентифицировать себя с теми, к кому Господь посылает его. Более того, он стал свидетелем того, что «откроет им глаза и обратится от тьмы к свету» (Деян. 26:18).

«Встань и свидетельствуй!»

Принимая новую жизнь, полученную при Крещении, мы также принимаем миссию Господа: «Ты будешь моим свидетелем!». Это миссия, преданность которой меняет жизни.

Сегодня Христос обращается к Павлу с призывом к каждому из вас, молодые люди: встаньте! Нельзя оставаться на земле с жалостью к себе, тебя ждет миссия! Вы тоже можете быть свидетелями дел, которые Иисус начал делать в вас. Поэтому во имя Христа я говорю вам:

Встань и свидетельствуй свой опыт слепца, который встретил свтет, увидел доброту и красоту Бога в самом себе, в других и в обществе Церкви, которая побеждает какое-либо одиночество .

Встань и свидетельствуй о любви и уважении, которые могут быть установлены в отношении людей, в семейной жизни, в диалоге между родителями и детьми, между молодыми и пожилыми. 

Встань и защищай социальную справедливость, правду и честность, права человека, преследуемых, убогих и беззащитных, лишённых голоса в обществе, мигрантов.

Встань и свидетельствуй новый взгляд, который побуждает смотреть на творения глазами, полными удивления, побуждает распознать землю как наш общий дом и придаёт мужественности защищать целостную экологию.

Встань и свидетельствуй, что разбитую жизнь можно отстроить,что умершие духом могут воскреснуть, что невольники могут стать свободными, что сердца, угнетённые унынием, могут найти надежду.

Встань и свидетельствуй радость, что Христос живёт! Распространяй Его послание любви и спасения среди своих сверстников, в школе, в университете, на работе, в цифровом мире.

Господь Бог, Церковь и Папа доверяют вам и утверждают вас свидетелями для многих других молодых людей, которых вы встречаете на «дорогах в Дамаск» нашего времени. Не забывайте: «Если кто-то действительно испытал любовь Бога, Который его спасает, ему не нужно много времени, чтобы начать проповедовать Его, он не может ожидать, что получит много уроков или длинных наставлений. Каждый христианин является миссионером в той мере, в какой он встретил любовь Бога во Христе Иисусе». (Апостольское наставление Евангелии Гаудиум, 120)

Встаньте и празднуйте ВДМ в своих поместных Церквях!

Всем вам, молодые люди со всего мира, я повторяю своё приглашение принять участие в этом духовном паломничестве, которое приведёт нас к празднованию Всемирного Дня Молодежи в Лиссабоне в 2023 году. Однако следующая встреча состоится в ваших поместных Церквях в различных епархиях и приходах мира, где в праздник Христа, Царя Вселенной, на местном уровне будет отмечаться Всемирный День Молодежи 2021 года.

Я надеюсь, что мы все сможем побывать на этих этапах как настоящие паломники, а не как «туристы веры»! Давайте откроемся для сюрпризов Бога, Который хочет осветить наш путь Своим светом. Давайте откроем себя для того, чтобы слушать Его голос, в том числе через наших братьев и сестёр. Таким образом, мы поможем друг другу вместе подняться, и в этот сложный исторический момент мы станем пророками нового времени, полными надежды! 

Пресвятая Дева Мария, ходатайствуй за нас.

14 сентября 2021 года, в праздник Воздвижения Креста Господня.

Перевод: Илья Федий, Сургут