Проповедь в Великий Четверг

Проповедь

Великий Четверг 17.04.2014

Дорогие братья и сестры

Сегодня Великий Четверг. Этой Святой Мессой начинается Священное Пасхальное Триденствие – в литургии, в Церкви, в нашей духовной жизни самые главные дни. Сегодня вспоминаем Тайную Вечерю – когда Иисус собрал своих учеников и во время пасхальной трапезы, дал им, а через них и нам, свое Тело и Кровь – память своих страданий, смерти и воскресенья.

Во время этой трапезы Он установил и оставил нам два важных таинства – Евхаристию и Священство.

Стоит сегодня подумать – а что значит для нас Евхаристия – Святая Месса, насколько мы это понимаем, ценим, а насколько это просто обязанность, просто обряд?

У многих из нас часто в доме, в комнате стоят фотографии близких людей, часто уже умерших. Они напоминают нам, что эти люди были, что они есть в нашей жизни, они помогают нам не забыть.

Иисус также хотел, чтобы человек, который часто о многом забывает, не забыл о Его смерти, о Его воскресении. И не только не забыл, но чтобы принимал плоды этой жертвы, чтобы мог в ней участвовать.

Для этого Иисус устанавливает таинство Евхаристии, а чтобы её совершать, также и священства.

Когда смотрим фильм – Страсти Христовы, уже в конце фильма, есть такой момент – Иисус во время Тайной Вечери с учениками говорит слова – «Примите и вкусите, это тело Мое», и тут же видим крест и момент, когда Иисус умирает. Потом опять Тайная Вечеря и крест, и кровь, которая стекает с креста. Это хороший образ, который верно передает то, что происходит во время Евхаристии.

Евхаристия позволяет нам преодолеть расстояние и время – барьер расстояния и времени. Мы во время Святой Мессы участвуем в тех событиях, которые вспоминаем, о которых читаем в Евангелии. Мы принимаем дар спасения, прощения, дар искупления. Мы принимаем дар жертвы Иисуса Христа.

Нет другой такой же важной молитвы, как Святая Месса, нет такой близкой встречи с Иисусом, как в Святом Причастии. Поэтому нам надо задуматься – а что для нас, что для меня значит – участвовать в Святой Мессе, что значит – принять святое Причастие?

Зачастую мы просто этого не понимаем и поэтому так легко отсутствуем на Святой Мессе. Конечно, бывают такие ситуации, когда реально не можем участвовать и никак это не зависит от нас. Но как часто бывает и так, что мы просто не хотим, не стараемся, не прикладываем усилий, чтобы найти возможность. Если человеку хочется, он ищет возможностей, если не хочется — ищет оправдания.

А если даже мы уже на Мессе – является ли важным для нас принять Причастие? Конечно, бывают случаи, что человек не может, или еще не готов, но Бог знает наши мысли, наши намерения – насколько мы хотим, стараемся, делаем все возможное.

Кстати, встречаю здесь иногда людей, которые хотят начать исповедоваться, принимать причастие в нашей Церкви. Думаю, что если это искреннее желание, то можем начать подготовку к первому Причастию в ближайшее время – только мне надо знать, что есть такие желающие. Если кто-то желает, пусть в ближайшие дни подойдет и скажет мне об этом. Также и те, кто хочет, но есть какие-то препятствия – также я бы хотел, я готов, с каждым таким человеком поговорить…

Когда принимаем Причастие сам Иисус приходит к нам, Он сам начинает жить в нас и с нами. Так мы живем одни и можем рассчитывать всего лишь на мелкие человеческие силы – когда приходит Иисус – Он берет наши переживания, проблемы, дела, на себя.

Мы часто после Причастия, после песни делаем еще момент тишины. Мы в этот момент можем созерцать Иисуса, который пришел к нам, прославлять Его, благодарить. Он пришел ко мне – такой важный Гость, не может войти незаметно, стоит Его приветствовать. Никогда Он не находится так близко к нам, как в этот первый момент после Причастия. Надо тогда на Него обратить внимание, поговорить с Ним, отдать также и трудные дела нашей жизни – но не начинать с просьбы – сначала прославление и благодарение, а потом просьба.

Святая Месса, Святое Причастие это источник сил духовных и не только, иногда Бог дает благодать даже и в физическом плане почувствовать поддержку и силу.

Сегодня в Евангелии мы слышим как Иисус, также в этот момент омывает ученикам ноги. Этот жест учит нас, что Евхаристия, тесно связана со служением – человек, который принимает Причастие должен больше служить, быть первым в служении, первым в помощи ближнему, нуждающемуся. Если в комнате сидит пять человек, и вдруг надо что-то принести, унести, помыть посуду, что-то убрать – первый, кто встанет и сделает, это человек, который больше молится, который чаще и глубже принимает Причастие – который понимает, что такое Святое Причастие.

Стоит сегодня подумать – что для меня значит Святая Месса, как я ценю этот дар, как я стараюсь, чтобы каждое воскресенье участвовать в Святой Мессе?

Люблю ли я участвовать в Мессе?

Я много встречал в жизни людей, которым недостаточно было по воскресеньям участвовать, они приходили по будням, даже каждый день, если было время и возможность, и это совершенно нормальные, зрелые, серьезные люди.

Ведь Иисус дает нам себя в виде хлеба – не торта – Он хочет, чтобы мы принимали Причастие не как великий праздник, но как пищу для нашей повседневной жизни, как поддержка и помощь для наших ежедневных дел, сила в наших ежедневных переживаниях, проблемах, усилиях.

Что для меня значит – Евхаристия, Св. Месса, Св. Причастие?

И еще несколько слов о другом таинстве, которое установил Иисус в Великий Четверг – священство.

Бог посылает священника, чтобы проповедовал Божье слово, чтобы совершал таинства, чтобы помогал людям на пути веры, молился за них и служил им, помогая во встрече с Богом, помогая достичь цели – спасения.

Хочу тут заметить и подчеркнуть вашу, дорогие прихожане, зрелость веры. В этом году Бог подверг вас некоторому испытанию, вы вынуждены были сдать экзамен зрелости веры. Бог забрал любимого Вами, можно и сказать, единственного, первого священника – доброго пастыря. И дает нового, другого… Почему это экзамен веры? Вот, таким образом Бог проверяет общину, каждого в общине, насколько мы привязаны к Богу, а насколько к человеку. Если мы ищем Бога, то для нас не так важно каким орудием Бог пользуется – важно, чтобы Бог дал священника, чтобы была Месса, исповедь, чтобы принимать таинства и вслушиваться в Божие слово.

Незрелая община, молодой, незрелый христианин привязывается к человеку, к личности – уезжает священник, и тут же распадается община, или человек уходит из Церкви. И тут хочу подчеркнуть, что Вы прекрасно сдали этот экзамен, что Вы ищете Бога, не человека, хотя это, конечно, никак не мешает быть благодарным о. Ярославу, за которого в этот день особенно молимся.

Я хочу повторить мысль, которую я может и где-то услышал, не помню, но и сам несколько раз повторял, в разных местах, потому, что я так думаю – счастливый священник — это уставший священник. Самая великая радость, глубокая радость, которую я ощущаю, это радость усталости от священнического служения. Например, в последнее время, было несколько таких случаев, что надо было долго, даже несколько часов исповедовать. Выходишь потом с исповедальни и чувствуешь усталость – но зато какая это радостная усталость.

Когда приходят люди, чего-то хотят, пишут, звонят… Нет личного пространства, нет личного времени, спать некогда – это радость священника.

А иногда я встречаю такой подход – а наверно священник устал, у него нет времени, он занят, а что я буду ему мешать…

Когда мы болеем – что делаем? Идем к врачу и требуем, чтобы нам помог. Сломалась машина – что делаем? Едем в сервис и требуем, чтобы нам отремонтировали.

А что делаем, когда душа болит? Ходим годами сами, а что я буду рассказывать? А у него нет времени… Он занят… Еще даже не спросили занят или нет, но уже знают – он занят.

Дорогие братья и сестры, я не приехал в Сургут с намерением отдохнуть. Конечно, здесь красиво, можно подумать, что это курорт, но я не приехал на отдых. Я слишком молодой, чтобы жить как пенсионер – я хочу, я готов вам служить. Имеете полное право мучить священника, мучить своими вопросами, своими проблемами… имеете полное право требовать от священника, чтобы вам послужил – это его призвание, для этого Бог его призывает и посылает, чтобы отдал жизнь, чтобы отдавал жизнь.

Но то, чего я ожидаю, даже больше – требую от вас, это молитва – чтобы вы за меня молились, чтобы вы молились за своего священника и просили Бога о новых призваниях. Может, надеемся, угодно будет Богу, также с нашего прихода призвать к этому служению человека, людей – но если так будет, это будет плод вашей молитвы, вашей веры.

Господи Иисусе, прославляем Тебя и благодарим, что Ты накануне своей смерти, собрал учеников и оставил им и нам столь великие таинства – Евхаристию и священство. Дай нам хранить и пользоваться этим даром, чтобы мы всегда жили с Тобой и для Тебя. Веди нас по путям нашей жизни, чтобы мы никогда не отошли от Тебя, не оставили Тебя, чтобы мы не потерялись. Чтобы мы, благодаря этому, достигли цели – спасения. Аминь.