Исторический факт: в 1054 году христианство раскололось на православных и католиков. С православием в России все вполне ясно, чего нельзя сказать о католичестве. В настоящее время община католиков в нашей стране насчитывает несколько сот тысяч человек. К сожалению, многим россиянам католицизм видится некоим европейским огнедышащим драконом, сжигающим ведьм с личного позволения Папы Римского.
Антизападные настроения усиливаются тем больше, чем сильнее нарастает напряжение в отношениях между государствами из-за кризиса на Украине.
Корреспондент «Нового Города» встретился с новым настоятелем католической церкви в Сургуте, отцомМарэком Ящковски, и расспросил его об особенностях сибирского католицизма, кризисе веры, нетерпимости, дружбе конфессий, идеальном обществе и религиозной блогосфере.
— Как вам на новом месте?
— Сначала надо было привыкать. Я вообще из Польши, а до этого пять лет служил в Томске. Успел привыкнуть к Сибири, но на Севере немножко другая атмосфера, и у меня другая должность. Здесь я настоятель и сам за все отвечаю.
— Сколько у вас человек в приходе?
— Смотря как считать. На Пасху, например, собиралось около 150 человек. Кроме того,наш приход — это не только Сургут, но еще и другие города, в которых нет католических храмов. Трудно их всех посчитать.Есть те, кто приходит только по праздникам, а другие – на каждую мессу. Некоторые даже не знают, что в Сургуте есть католическая церковь.
— У нас преобладают православные храмы. Чувствуете в связи с этим какую-то обособленность?
— Нет, это особенности страны. В Польше, например, все наоборот. Просто это надо принять. Неважно, сколько храмов у нас. Важно, что есть люди, которые в нас нуждаются.
— А с другими конфессиями в городе поддерживаете отношения?
— Пока не удалось встретиться с другими конфессиями. Но я бы хотел. У меня хороший опыт с Томском. Там мы встречались для межрелигиозного диалога в университете, тепло общались на человеческом уровне, и разные религии этому не были помехой. Я открыт для контактов.
— Новые прихожане обычно уже имеют определенную веру?
— Бывают люди, которые тридцать лет назад крестились в католической церкви и все это время никак не проявлялись, а тут вспомнили о корнях.Бывает, что приходят люди, не имеющие отношения к католической церкви.Например, были молодые люди по 18-19 лет. У них очень много вопросов. Они находят человека, отвечающего им на них, у которого всегда есть время. Сейчас вижу многих в России много крещеных в православной церкви людей, но многие из них почему-то никак не практикуют потом это.
— Слышала, что уже 359 лет назад на территории Сургута были первые католики.
— Да? Не знал! Как интересно.Вообще в Сибири много католиков. Тут много приезжих из других регионов все-таки, целые поколения католиков.
— Все-таки много различий у католиков и православных?
— Меня часто спрашивают, какие отличия. Существенных нет. Главное – это гордыня человеческая, которая привела к расколу.Католическая церковь, по крайней мере, открыта к попыткам сблизиться.Несколько раз Папа Римский Иоанн Павел II хотел встретиться с патриархом Алексеем. Три раза встреча срывалась. Всегда находились причины…со стороны православной церкви. Я вижу, как некоторые люди иногда говорят полную чушь. Где-то что-то услышали…«А, католическая церковь – это инквизиция!» — все, что они знают о католиках.
— Ха. Каюсь, я на работе перед выходом пошутила, что я приду к вам, и вы сожжете меня как ведьму. Но я знаю, конечно, что вы не только этим занимаетесь…
-(Смеется) В Томске, кстати, были прихожане, увлекавшиеся этой темой. И там не так все просто. Ситуация политическая. Связь между церковью и государством…
— Со стороны городской власти есть у вас понимание?
— Есть проблемы. Но не потому, что мы церковь. Просто бюрократия.
— А вас сравнивают с предыдущим отцом Ярославом?
— Ну, я всего полгода тут. Надо привыкнуть. Меня приняли. Сомневаться в самом начале – это нормально.Сейчас отец Ярослав в Саратове. Можно сказать, он пошел на повышение.
— Сегодня у нас Западная культура воспринимается как нечто чуждое. Вам, религиозному человеку из Европы, каково живется в России?
— Каких-то грандиозных отличий не замечаю. Дело в вере. Здесь человек более равнодушно относится к вере. Мало по-настоящему практикующих и верящих людей. Другой момент – это состояние семьи. Многое в ней воспитывается. В Томске супружеские пары часто повторяли, что у них нет достойного примера. Вообще культуры не сильно отличаются, да и на Севере трудно говорить об обществе местном, ведь люди в основном приезжие, смешанные…
— Вы ощущаете обострение отношений между Россией и Западом сейчас? И с Польшей, кстати, тоже. Может ли как-то религия способствовать сглаживанию конфликта?
— Сам не ощущаю этого обострения. Я слышу об этом только из СМИ. У прихожан украинского происхождения я замечаю, как они это сильно переживают. Думаю, что религия и вера имеют огромное значение. Они помогают людям обрести внутренний мир и успокоиться. Они приходят сюда, плачут и молятся, это дает им какую-то поддержку и надежду.
— К кому сейчас в современном мире люди проявляют наибольшую нетерпимость?
— Чего-то такого я особенно не замечаю. Но отмечу другое:на Севере человек все время работает. Он боится потерять работу, это его все время беспокоит, у него часто нет времени для других дел, даже в церковь сходить.Но в жизни можно не только работать.
— Где вы так хорошо выучили русский язык?
— Уже в России. Хотя еще в школе учил русский язык. Тогда обязательно нужно было. Но потом забыл, а затем уже за пять лет выучил в России снова.
— Хорошо выучили. У вас есть блог в интернете. Пользуетесь современными технологиями?
-Не совсем мой. Я только основал его. Он имеет целью просвещение. В нем определенные отрывки Евангелия. Там разные священники и сестры каждый день пишут комментарии. Сейчас многие, особенно молодые люди, пользуются интернетом. Если человеку проще зайти в сеть, чем прийти послушать, что я скажу, то пусть так, надо с этим считаться.
— Возможно ли современное идеальное общество? Или никакая религия нам уже не поможет?
— Религия, конечно, может помочь приближаться к идеальному обществу.Но там, где человек — там всегда проблема. Там, где человек — там всегда грех.Трудно надеяться на идеальное общество, но надо стараться. Религия, Бог и Евангелие содержат какие-то подсказки по созданию такого общества. Надо искать в них.
Надежда Макаренко (СИА-ПРЕСС)
Расположен на сайте www.siapress.ru