Великий Пост

Великий Пост

14 февраля в Римско-Католической Церкви начался Великий Пост. Это время особенное для верующих, которые глубоко переживают духовную жизнь и следят за литургическим календарём. В этом году, как и в любом другом, Пост начался в Пепельную среду, когда на Святой Мессе совершался давний обряд возложения пепла.

В это время, данное для покаяния, верующие испытывают разные духовные практики воздержания и телесного «умерщвления», благодаря которым закаляется их душа, а совесть, зачастую, обретает необходимую чуткость, в которой безоговорочно нуждается каждый человек.
Пост не ради поста. Это путь, средство достижения главной цели — Пасхи Христовой и нашей.

Молитва. Пост. Милостыня.

Выделяется три уровня переживания Великого Поста: молитва, пост, милостыня. Главным образом обращаем внимание на эти добродетели, чтобы в личном контакте приближаться к Богу, заострять свою чуткость к ближним и становиться сильнее и настойчивее в отношении к себе и своим истинным потребностям. Этот духовный труд, хоть и не прост, но должен привести нас к тому, что очень поможет и даст новую жизнь нашей духовной стороне — к покаянию. Оно приходит часто тогда, когда мы наблюдаем нашу слабость и робость по отношению к взятым на себя обязанностям в виде поставленных перед собой намерений. Римско-Католическая Церковь не ставит определённых ограничений на Великий Пост для всех. Каждый верующий индивидуально работает над тем, что считает необходимым для себя именно сейчас, ограничивает себя в том, что отвлекает от самого важного, и направляет свой взор на любящего его Бога. Поэтому духовная жизнь практикующего католика требует определённой подготовки и даёт возможность для проявления его собственной внутренней зрелости.
Внося изменения в свой образ жизни, человек формирует своё отношение к сложившимся у него порядкам и ставит под твёрдый личный контроль не только своё духовное измерение, но всю жизнь вообще. Направляет нас на верные решения и постановления, прежде всего, молитва, через которую Господь может дать нам понимание задаваемых нами вопросов. Вспоминая о молитве, мы также прибегаем к чтению живого Божьего Слова, которое действует в нас через глубокое его переживание и размышление над ним.
Такие практики часто подталкивают к необходимости того, чтобы жертвенность и самоотдача становились нашими обыденными добродетелями, которые ежедневно развиваются в наших словах, делах и молитвах.
Милостыня включает в себя не только привычное нашему пониманию подаяние или пожертвование средств. Это, в первую очередь, наше отношение к ближнему, которое и есть показателем наших успехов касательно заповедей любви. Это время, которое мы уделяем человеку, чтобы поддержать его, помочь ему, помолиться о нём… Это наша эмпатия, толерантность, совет, а иногда и терпение и умение воздержаться от решительных действий и слов, чтобы избытком своей силы и амбиций не причинить кому-то случайного или умышленного вреда.

Во время Поста Церковь призывает к примирению со всеми людьми, которые нас окружают, и среди которых есть мы, для того, чтобы в полной мере наших возможностей радоваться Христовой Пасхе.

Крестный Путь

В центре Великого Поста, впрочем, как и любого другого литургического времени, находится Крест. Особенное почитание Господних Страстей, фрагментарное воспоминание страданий Иисуса Христа, Его крестного пути и распятия за наши грехи происходит на необычном богослужении «Крестный Путь», которое совершается буквально несколько раз в году, в каждую пятницу Великого Поста (у нас в приходе). Во время размышлений над страданиями Бога, прихожане соцерцают Господний Крест, переходящий от стояния к стоянию по всему периметру храма. И важно быть на Крестном пути, хотя бы и раз за время Поста, или участвовать в нём через трансляцию (https://youtube.com/c/CatholicSurgut). Эта молитва сказывается на духовном переживании Великого Поста, даёт пример и учит нас Божественному терпению, прощению и любви.

Тем более сейчас, когда многие из нас вынужденно взяли тяжёлое бремя и без права на выбор столкнулись с горячью нового времени и сложных обстоятельств, когда ослабевающие мы — те, для которых Великий Пост стал периодом тяжких испытаний, и те, на которых возложена миссия «доброго самарянина» — становимся, хоть немного, но солидарны страданиям Христа.
Так пусть же Всемилостивый Господь преобразит это время нашим преображением. Преображением ветхого человека в человека нового. Да благословит нас Господь Иисус умением ждать и трудиться во благо мира, а непорочное сердце Его Пречистой Матери молится о посвящённых ей наших сердцах.