Архангелы — кто они такие?
Тема ангелов очень интересная. Достаточно хотя бы ввести слово «ангелы» в любой из поисковых систем сети Интернет – и очень много материалов найдётся на эту тему. Только, к сожалению, зачастую найденные материалы ничего общего не имеют с христианским вероучением. Можно сказать, что мир ангелов – это другая цивилизация, которая находится рядом с людьми, мир чистых духов-ангелов, о которых мы в действительности не многое знаем. Но Господь приглашает нас узнать этот мир настолько, насколько мы способны его принять и понять. Источником наших знаний об ангелах является Святое Писание, на основании которого на протяжении тысячилетий учение Церкви, Традиция Церкви, жизнь многих святых и исповедников помогают нам углубляться в этот мир и открывать для себя Божественный Промысел и красоту Его творений.
Даже если кто-то не верит в ангелов, это не означает, что их нет. Они существуют независимо от того, верит в них кто-то или нет. Ангелов мы не видим, потому что они безплотные. Но если например кто-то не слышит, то не значит, что нет звука, или если кто-то не видит (слепой), это не означает, что не существует цветов. Это Сам Господь задумал такой невидимый мир, Он сотворил каждого ангела даря ему Свою любовь, мудрость, красоту. И это сам Господь желает, чтобы мы, люди – тоже Его творения, дружили, сотрудничали и прославляли Господа вместе с ангелами.
Кто-то спросит: «Сколько существует ангелов?» Библия говорит, что тысячи, милионы, милиарды – а это значит, очень много. Некоторых знаем по имени, имена которых находятся в Библии. И здесь хочу заметить, что Церковь учит, что использовать можем только те имена, которые находятся в канонических книгах Библии. Было такое время, когда некоторые начали почить ангелов, имена которых находятся в апокрифах или в других изданиях, тогда в 745 году на Римском Синоде при папе Захарии, а также на Синоде в Аквизгране в 789 году было запрещено почитание ангелов с именами кроме трёх: Михаила, Гавриила и Рафаила – имена которых находятся в канонических книгах Библии. Было подчеркнуто, что, употребляя имена других ангелов, мы можем, даже не осознавая, обращаться к падшим ангелам. Это относится, в частности, к имени Уриэля, чье поклонение (как наиболее распространенное) было подано под Экскомунику (отлучение) (решение Синода в Аквизгране подтверждает в этом вопросе учение более позднего Синода Константинополитанского с 869/870 г.)
В Книге Исхода мы читаем, что Бог сказал Израилю: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил; блюди себя пред лицом Его и слушай гласа Его (…), ибо имя Мое в Нем».(Сравните с Исх: 23, 20-23). Бог присутствует в каждом ангеле, потому что Он сотворил его, и ангел вcегда исполняет Его волю. Можно сказать, что каждый ангел несёт в себе частицу Бога, открывает нам правду о Нём. Об этом свидетельствуют имена Архангелов, которые на еврейском языке звучат: Mika’el, Geber’el i Rafa’el. Каждое из этих имен содержит слово el, что означает — Бог! Израильтяне использовали его в качестве замены имени Господа, которого они не произносят из уважения и страха перед Богом. Видим, что имена ангелов подчёркивают Господа, который всегда в центре. Это в Нью эйдж ангелы являются как бы автономными богами и никому не служат, в христианстве ангелы ведут к Иисусу, а их имена – это восхваление Бога.
В прошлом году Папа Франциск в праздник Архангелов 29 сентября в своей проповеди отметил, что и люди, и ангелы активно участвуют в Божьем плане спасения, и это общее призвание делает нас братьями. Если они наши братья, то тем более мы должны о них больше знать и дружить с Ними.
Так давайте с Ними знакомиться.
Приставка ‘архи’ к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение в сравнении с другими ангелами. Можно сказать, что они были посланы Богом для исполнения очень важных в истории спасения заданий.
Архангел Михаил
Михаил в переводе с еврейского обозначает «Кто как Бог».
Архангел Михаил в Святом Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда часто называют его греческим словом «архистратиг», т. е. Верховный военачальник, старший воин, вождь.
Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли как «вождь воинства Господня» (Нав 5, 13-15). Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе (Дан. 10; 12).В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр. 12, 7-9). Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле как о противнике диавола. ( Иуд. 9).
В Ветхом Завете Архангел Михаил изображён защитником народа Божия. Также Михаил является покровителем и защитником Святой Церкви. Эту роль он исполняет по воле Самого Бога. Михаил постоянно сражается с дьяволом, использующим любую ситуацию для вовлечения людей в грех. Активность в борьбе является наиболее характерной чертой Михаила Архангела. Она отличает его и сегодня, поскольку дьявол всё еще живет и действует на земле. Больше того, в некоторые периоды деятельность дьявола в мире людей становится особенно очевидной. Складывается впечатление, что современный человек не хочет замечать этой проблемы. Он делает всё возможное, чтобы изгнать из общественного сознания память о духах злобы поднебесной и о раскалённых стрелах лукавого, о которых говорит святой Павел в Послании к Ефесянам. Активность дьявола в обществе и душах людей, ставшая совершенно очевидной и почти физически ощутимой, и побуждает Церковь взывать к святому Михаилу о помощи в невзгодах и о защите от происков лукавого: «Боже, пошли на помощь народу Твоему великого Архангела Михаила, дабы он защитил нас в нашей битве против сатаны и ангелов его» (Литургия Часов, прошение Утрени).
Почитание Архангела Михаила было очень заметно ещё у еврейского народа, а христиане с самого начала и на протяжении веков особенно почитают этого Архангела, о чем свидетельствуют храмы, построенные в его честь уже в IV столетии. Только в самом Константинополе было 15 базилик, посвещённых ему. Что интересно, в первые века христиане почитали Михаила как небесного врача, и к его заступничеству прибегали в смертельных болезнях. В иконографии часто изображён Архангел с мечом, побеждающий дракона, или держащий весы, так как традиция приписывает ему задание накладывать на весы добрые и плохие дела душ, которые предстают на суде Господнем. Так как Михаил является защитником и заступником Церкви, Его изображают также с кадилом в руках, которое заносит молитвы Церкви перед престол Божий. О возрастании почитания Архангела Михаила свидетельствуют не только многие литургические молитвы, но и другие молитвы, литании, новенны и песни. Хочу обратить внимание на молитву, которая была написана Папом Римским Леоном XIII и 29 июля 1886 года и вверена священникам и мирянам, чтобы её читали после каждой Святой Мессы:
«Святой Архангел Михаил, защити нас в борьбе; заслони от зла и козней дьявольских! «Боже, повели ему», — так, просим мы, умоляя. И Ты, Князь воинства небесного, низвергни Сатану и прочих злых духов, которые для совращения нашего бродят по свету, — Силою Бога низвергни их в бездну. Аминь.»
Интересно, что в литургической памяти много веков праздник Архангела Михаила праздновали два раза в год – 8 мая в память о явлениях аргангела на горе Гаргано в Монте-Сант-Анджело в Италии(V век) и 29 сентября по случаю посвещения римской базилики возле via Slaria. После того, как Папа Иоанн XXIII внёс изменения в календарь, остался только праздник в сентябре. А после соборовой реформы (1969) поддержали дату 29 сентября, включая память двух других Архангелов.
Помимо того, что Архангел Михаил является покровителем Церкви, многих стран и городов, он также покровитель полиции и счастливой смерти.
Каждому из нас Его имя «Кто как Бог» напоминает о том, что Бог один, и никто не может сравниться с Ним. Поэтому Господу стоит отдать свою жизнь и быть Его солдатом. Его имя поощрает нас воздавать славу Господу только потому, что Бог есть, существует! И потому, что благодаря Ему я существую. С Архангелом Михаилом каждое воскресенье мы можем петь гимн, который ангелы пели в Вифлееме: «Слава в вышних Богу!» С девизом: «Кто как Бог!» – можем сопротивляться соблазном, принимать сложные решения несмотря на страх, провозглашать имя Иисуса даже во время гонений, свидетельствовать не отчаиваясь из-за мнения других. Хорошо призывать на помощь Святого Михаила, когда мы ведём духовную борьбу или кто-то из наших близких, друзей борется с какой-то зависимостью или просто когда планируем сделать хорошое дело.
Архангел Гавриил
Гавриил означает «Моя Сила – Бог» или «Сила Божья».
Бог повелел Архангелу Гавриилу возвестить Пресвятой Деве Марии тайну Воплощения Сына Божия. Ранее Он посылал его к пророку Даниилу, чтобы сообщить тому о времени рождения Христа; и к священнику Захарии, чтобы обрадовать того вестью о рождении Иоанна Крестителя. Отсюда следует, что миссия святого Гавриила связана с провозглашением мессианской тайны и наступлением полноты времён. «Из всех ангельских существ один лишь Гавриил удостоился раскрыть Марии касающийся Ее Божественный замысел и услышать в ответ Ее fiat», — замечает святой Бернард. Ангельское приветствие, обращённое к Марии, так просто и лаконично, а, вместе с тем, и значительно: «Радуйся, Мария, благодати полная…». Оно стало неотъемлемой составной частью одной из самых распространённых христианских молитв. Также считается, что именно Гавриил неоднократно приходил во сне к Иосифу, инструктируя его, как заботиться о Матери и Ребёнке. Поэтому он считается ангелом-хранителем Святого Семейства и идентифицируется с ангелом, который сопровождал Иисуса в Гефсимании, провозгласил Его воскресение и вознесение. В веровании людей на протяжении веков Ангела Гавриила почитают как «Ангела воплощения Слова Божьего», эта правда выражалась в молитвах о заступничестве Гавриила не только о защите, но и о помощи в принятии и понимании тайны воплощения.
Литургическое почитание Архангела Гавриила началось уже в первые века христианства. В IX веке его имя появляется в «Святцах» под датой 24 марта, очевидно, в связи с праздником Благовещения. На протяжении веков дни, посвещённые Гавриилу, были разные: 18, 24, 26 марта, 7, 11, 20 июня, 8 ноября и 18 декабря. В 1921 г. Папа Бенедикт XV установил 24 марта праздник Архангела Гавриила и распространил его на всю Церковь. Позже святого Гавриила стали поминать 29 сентября, вместе с двумя другими Архангелами, Михаилом и Рафаилом. Папа Пиус XII в 1951 году обьявил Архангела Гавриила покровителем радио, телевидиния и телефона.
Гавриил — ангел рождения, начала, покровитель семей и тех, кто работает со словом: журналистов, писателей, почтальонов. Его имя связано со словами, которые он сказал Марии: «Нет ничего невозможного для Бога!» Наш Бог – Бог чудес! Нет такой проблемы, такой ситуации, из которой нет выхода. Христианин имеет право на постоянную радость, потому что он находится в руках Бога, который управляет миром. Иисус уже победил смерть. Нам не нужно беспокоиться о результате борьбы, которая происходит на наших глазах. Через Крещение мы принадлежим Христу, а это означает, что победа на нашей стороне. К Гавриилу можно обращаться, когда нам не хватает надежды, когда мы начинаем новый этап в жизни, когда боимся завтрашнего дня. Его имя напоминает нам, в чём заключается вся наша сила – только в Боге! Этот ангел также поддерживает молитвы супругов, которые просят о потомстве, защищает семью, укрепляет на пути верности.
Архангел Рафаил
Рафаил означает «Бог исцеляет»
Об Архангеле Рафаиле в Библии мы можем прочесть только в Книге Товита. В ней говорится о нём, как об одном из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго (Тов 12, 15). Этот Архангел представлен в человеческом виде – был дан в спутники молодому Товии как проводник, а также помогал молодому Товии вступить во взрослую жизнь. Притом он помог больным – престарелому отцу Товии и его молодой невесте Сарре – и посредничал не только вы исцелении тела, но и души. С древнейших времён Церковь считает Рафаила покровителем путешествующих, а также небесным ходатаем за тех, кто совершает своё духовное странствие по жизни. Его литургическое поминовение восходит, по крайней мере, к Средним векам. Папа Бенедикт XV сделал его обязательным во всей Церкви и до реформы календаря его праздник был 24 октября. Ныне это поминовение совершается 29 сентября, в один день с поминовением Архангелов Михаила и Гавриила. Святой Рафаил указывает на доброту Божьего Проведения, поэтому некоторые Учителя Церкви видели в нём прототип Ангела Хранителя.
На основе событий, описаных в книге, Его почитают как покровителя путешествующих, врачей, аптекарей, больных, поломников, эмигрантов, странников и матросов. Он также покровитель тех, кто распознаёт своё призвание, ищет мужа или жену. Своим поведением он показывает Бога, который добр и не хочет смерти человека, он говорит о Боге, который не создавал болезни и страдания, но хочет принести человеку облегчение и полноту жизни. Это, в первую очередь, к Богу надо обращаться при решении всех проблем, болезнях. Мы не должны никогда обращаться за помощью или советом к энерготерапевтам, экстрасенсам, колдуньям и т.д. Бог – лучший врач, и он хочет исцелить. К Рафаилу можно обратиться за помощью в период грусти, депрессии и кризиса. Просить его о заступничестве, когда наши близкие болеют. Нужно верить, что Бог знает, что нам нужно, и хочет это нам дать. Он также может помочь, когда нам не хватает смирения и благодарности. Его миссия по отношению Товии закончилась прославлением Бога. Для себя не хотел никакой платы. «Ангел сказал им: благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. (…)Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек» (Тов 12, 5-20).
Наконец, хотелось бы обратиться к проповеди Папы Франциска, о которой говорилось выше, и закончить это размышление молитвой. «Архангелы, – отметил Папа, – великие созерцатели славы Господней, их служение связано с сопровождением людей на пути к Небу. При этом у каждого из них своя особая миссия: Михаил – великий воин в борьбе со злым духом, ревностный защитник верующих; Гавриил – гласитель спасительной Благой Вести; Рафаил – тот, кто «ходит вместе с нами» и помогает людям в их земном паломничестве».
«Таковы наши попутчики в служении Богу, – отметил Папа Франциск, призывая верующих присоединиться к его молитве».
Молитва
«О архангел Михаил, помоги нам в сражении! Каждый знает, с чем он борется сегодня в своей жизни; каждый из нас знает о своей главной баталии, от исхода которой зависит спасение. Помоги нам, о архангел Гавриил! Принеси нам спасительную Благую Весть о том, что Иисус пребывает с нами, что Господь принёс нам спасение: даруй нам надежду. О архангел Рафаил, возьми нас за руку и помоги в пути, дабы мы не ошиблись дорогой и не стояли на месте. Мы должны всегда идти вперёд, с твоей помощью».